?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С самого рождения мы читали Леше книжки перед сном. Перед дневным сном и перед ночным тоже. На семинаре по самообразованию мы узнали, что делать этого нельзя. Поскольку я к любой информации отношусь скептически, то у меня было огромное желание все перепроверить и разобраться. Добралась до этого только сейчас, спустя несколько месяцев. Доводы вроде бы и логичные, но что-то все равно меня в этом смущает. Подумаем вместе и разберемся, как читать ребенку и когда?
IMG_6193.jpg



Основная цель чтения для людей - познание мира. Основная цель чтения родителями ребенку перед сном - усыпление ребенка, в процессе которого и книжки читаются порой тихим и монотонным голосом. Когда перед сном малыш начинает задавать интересующие его вопросы во время чтения, то родители раздражаются и просят ребенка засыпать. Чтение становится для людей с самого раннего возраста не инструментом для узнавания чего-то нового, а отличным способом достаточно быстро окунуться в сон.

Это связано с работой головного мозга, а именно, с его ритмами. Когда человек засыпает, то мозг из бета-ритма переходит в альфа-ритм, а потом и в тета-ритм. Если этот переход в течение многих лет связан с чтением, то образуется условный рефлекс, если выразиться совсем кратко - это книжка-сон. Мозг автоматически засыпает при чтении книги.
8098056.jpeg

Отсюда у школьников и взрослых людей возникают проблемы с чтением и познавательной активностью. Через пару страниц мозг автоматически отключается, переставая запоминать информацию и как-то вникать в прочитанное (альфа-ритм). Люди становятся не способны воспринимать большой объем информации, обычно помня две-три страницы прочитанного. Давно ловлю себя на мысли, читая текст во второй раз, что читала уже его, даже слова помню, фразы отдельные, а смысла не уловила (уснула, одним словом). Поэтому для многих людей чтение становится неинтересным занятием уже в детском возрасте.

Чтение - это процесс узнавания чего-то нового, активный, ведущий к знаниям, заставляющий искать дальше ответы на свои вопросы, что не всегда возможно сделать уже лежа в кровати. Получается, нельзя читать непосредственно перед сном, то есть перед засыпанием. И плохо, когда ребенок засыпает постоянно под чтение родителем книжки. Перед сном лучше спеть колыбельную, обсудить события прошедшего дня, послушать аудиокнигу, но не связывать сон с чтением.

Мы несколько месяцев пытались уйти от чтения перед сном, но руки так и тянутся к книге. Потом я поняла, что у нас чтение не  перед сном, а где-то за час-полтора, но сидя в кровати. Я стала замечать, как этот процесс часто затягивается, мы даже можем пойти делать опыт (если читаем что-то по теме, например "Чевостика"). И к этому надо быть  готовым (как и к ответам на вопросы ребенка), либо выбирать подобную литературу для чтения в другое время, а вечером читать истории и сказки. После чтения мы обычно ложимся, выключаем свет и обсуждаем с Лешей прошедший день, делимся впечатлениями, разбираем какие-то негативные моменты за день, вспоминаем хорошее и засыпаем. Так мы делаем чуть ли не с годика.

Как читать ребенку?
1) Читать с выражением, эмоционально.
2) Хотя бы иногда двум родителям читать ребенку вместе по ролям.
3) Чтение должно быть с той скоростью, с которой разговаривает сам ребенок. Это скорость его мышления. Если читать быстро, то ребенок не успевает уловить и осмыслить прочитанное.
4) Читать литературу, которая понятна ребенку и по возрасту.
5) Советоваться при выборе книги с ребенком. Самостоятельный выбор всегда интереснее.
6) Обсуждать прочитанное по иллюстрациям, подмечая детали на иллюстрациях в книгах. Особенно это актуально при чтении длинной книги, чтобы вспомнить прочитанное перед тем, как продолжить читать.
7) По возможности читать тогда, когда ребенок сам об этом просит.
8) Просто идея. Рисовать свои иллюстрации к книгам без картинок. Интересно будет через несколько лет открыть книгу и пересмотреть их все.



Posts from This Journal by “книги” Tag

promo hockey_daddy may 29, 2017 17:57 22
Buy for 700 tokens
Друзья, мне казалось, что совсем недавно мы создали канал о детских книгах, а прошло уже четыре месяца с момента выхода первого видео! За это время на канале 392 подписчика и 21209 просмотров. За все время существования канала количество подписчиков только растет. Ни разу еще не было, чтобы…

Comments

( 74 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
kakoh
Oct. 23rd, 2015 07:35 am (UTC)
Женя! Спасибо за пост! Хотя интуитивно так и делали. Если моим детям читать, то они никогда не уснут. Это же надо картинки рассмотреть, миллион комментариев сделать. Я чтение использую часто в качестве переключения на более спокойную деятельность. Когда дети разбесились или переиграли и спорить начинают. Тогда я их под мышку и читать.

Мои засыпают под аудиосказки, причем аудиосказки, которые они наизусть уже знают.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:11 pm (UTC)
Катя, мой тоже не спит под книжку, а даже наоборот. Я пришла к выводу, что надо тщательней подбирать, что читать в вечернее время, чтобы и не уснул ребенок и не пытал родителей, а все было мирно:) Я тоже обычно использую для успокоения чтение:)
lidavetta
Oct. 23rd, 2015 07:36 am (UTC)
Ты знаешь, я тоже про это думала, когда Саня стал засыпать под книги. Но это было больше двух лет назад, а теперь мы хоть и ПЕРЕД сном читаем, но не для того, чтобы заснуть. Более того - Саня теперь и не заснет, хоть учитайся до потери сознания.
Но по поводу того, что лучше не читать для засыпания - я согласна. Лучше, если это будут не связанные процессы.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:13 pm (UTC)
Лида, у нас тоже было несколько раз, когда Леша засыпал с книжкой. И сейчас тоже не засыпает, может всю ночь слушать:) Ты меня отлично поняла, что я хотела сказать этим постом:)
veselova_lera
Oct. 23rd, 2015 07:39 am (UTC)
Спасибо, интересно. Мы вот как-то интуитивно ушли от чтения перед сном, хотя тоже так начинали: дочка сама просит не читать, когда она плохо отображает уже, перед сном любит просто расслабиться.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:14 pm (UTC)
Я больше по себе замечаю, как потом не могу вспомнить, что же читала? А с Лешей делаем так, как написала в посте, вроде бы пока что все хорошо в этом направлении:)
eugeniashaffert
Oct. 23rd, 2015 07:46 am (UTC)
"Основная цель чтения для людей - познание мира. Основная цель чтения родителями ребенку перед сном - усыпление ребенка" - это, мягко говоря, не так совсем. У людей, детей и родителей может быть еще десяток целей и намерений, связанных с чтением, никак не связанных с познанием мира и усыплением. Впрочем, если кому-то нравится мыслить в рамках заданных кем-то двух категорий - это личное дело, конечно.

Я уж не говорю о том, что информация о том, будто мозг "приучается" засыпать, если читать перед сном, попросту антинаучна. Возьмите любой учебник по библиотерапии и посмотрите исследования, там опубликованные. Чтение художественной литературы (особенно самостоятельное) - успокаивающий процесс по определению, чтение чаще всего запускает в мозге процессы торможения вне зависимости от того, в какое время суток вы читаете. "Торможение" в данном смысле не следует понимать исключительно как успокоение, но ещё и как процесс контроля и осознания эмоционального состояния.
agnidzorziazan
Oct. 23rd, 2015 12:36 pm (UTC)
+1000
Вы написали, чуть ли не слово в слово, то, что всплыло в моей голове, прочитав эти строчки.
(no subject) - eugeniashaffert - Oct. 23rd, 2015 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Oct. 23rd, 2015 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Oct. 23rd, 2015 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Oct. 23rd, 2015 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Oct. 23rd, 2015 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Oct. 23rd, 2015 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Oct. 23rd, 2015 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Oct. 23rd, 2015 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugeniashaffert - Oct. 23rd, 2015 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Oct. 23rd, 2015 02:46 pm (UTC) - Expand
irsenas
Oct. 23rd, 2015 07:50 am (UTC)
интересная информация. Я монотонно не читаю) всегда стараюсь в ролях) Но обычно перед сном) только тогда находится время)
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:19 pm (UTC)
Ира, притом дети всегда с готовностью слушают перед сном, чтобы оттянуть момент самого укладывания, концентрация внимания нереальная. Но процессы чтения и засыпания, наверное, лучше разделить.
little_ermine
Oct. 23rd, 2015 08:11 am (UTC)
Хм, интересно. Но очень спорно. Многие люди например учат экзаменационные билеты перед сном, они так лучше помнятся. Люди-совы обычно :) Я всю жизнь читаю перед сном, но вот ни разу не засыпала. Не в смысле глаза закрылись и уснула - а текст перестала воспринимать. А исследования реальные на эту тему есть какие-нибудь?
Мы с детьми стихи учим обычно на ночь, прямо перед сном. Гораздо лучше запоминается и быстрее, чем если учить утром-днем.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:24 pm (UTC)
Женя, конечно, спорно, иначе бы я не писала на эту тему, если б мне все понятно было. Стихотворения учить - немного другой процесс, нежели чтение. Все источники, на которые ссылались на семинаре не дают полной картины, на мой взгляд, которая подтверждала бы очень сильный вред чтения и дальнейшего засыпания. Я знаю себя, мне хочется же вечно все сделать правильно, поэтому и хочу узнать, как это сделать? И разобраться в том, на что это действительно влияет?
a_katkov
Oct. 23rd, 2015 09:16 am (UTC)
мы читаем в ванной, которая предшествует сну.
Перед самим сном не читаем, только повторяем стихи наизусть, потом Лена с Тимом секретничает:), ботают обнимаются (на все минут 5).песенка и Тим спит.
Но так всегда было - он никогда не доставлял проблем с засыпанием.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:25 pm (UTC)
У нас примерно также получается, только не в ванной, а в кровати читаем. У вас Тим всегда удивительно быстро засыпал:)
(no subject) - a_katkov - Oct. 23rd, 2015 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Oct. 23rd, 2015 02:06 pm (UTC) - Expand
wife_dsg
Oct. 23rd, 2015 09:17 am (UTC)
У нас тоже получается скорее как ритуал переместится с бесиловки-беготни,на кровать.
Читаем, а потом выключаем свет и Стас просит еще раз пересказать, все что прочитали, или рассказать его день, но даже после этого лежит и думы думает.
Мне почему-то кажется, чтение с ребенком в любое время не может сказываться отрицательно.Это же близость, эмоции... Не только восприятие информации.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:25 pm (UTC)
У всех примерно одинаковый ритуал, удивительно)
sama_sebe_vesna
Oct. 23rd, 2015 09:30 am (UTC)
у меня Юля засыпает без чтения перед сном, без аудиокниг. ночник включаем, ложится, целуем обязательно вместе с папой - и все.
читаем мы обычно за час-два до сна Юли, пока еще и Лена не спит. стихи на ночь запоминаются лучше у нее - это факт.
еще у меня такое наблюдение. с тех пор, как она стала читать сама, то прочитанное ей в любое время суток остается в памяти намного полнее что ли, чем то, что я ей прочитала вслух.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:26 pm (UTC)
Ира, Юля вообще сама засыпает, получается?
(no subject) - sama_sebe_vesna - Oct. 23rd, 2015 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Oct. 23rd, 2015 01:58 pm (UTC) - Expand
Светлана Сибиряк
Oct. 23rd, 2015 09:40 am (UTC)
О чтении на ночь
Евгения, вопрос, которого ты коснулись очень интересен и крайне не однозначен.
Мы читаем перед сном.
Во - первых это единственное время, когда мы можем с ребенком почитать. В виду нашей занятости, другого времени нет. Заснуть при слушание книги - это не про нас! Успокаиваться перед сном и погружаться в мир грез, да, наверное.
Во -вторых для нас, нашей семьи это традиция, ритуал и отказ будет восприниматься как нечто из ряда вот, как наказание.
В третьих, после прочтения книг, без света мы еще можем поговорить, обсудить заканчивающийся день, помечтать.
И еще про преемственность поколений. Мне мама всегда перед сном читала. Сейчас я тоже могу позволить себе почитать только в автобусе и пред сном.

Хочу написать и про минусы , добавить к твоим аргументам:
Есть опасность воспринять сюжетную линию слишком близко к сердцу. И взбунтовавшееся воображение потом аукнется во время сна. Так бывает, что сюжет книги влияет на сны и Т. снятся страшные сны (бывает и наоборот). Я, конечно, не читаю ужастики, но даже в самой хорошей книге есть такие сюжеты. Например, на нас сильное впечатление произвел кусочек текста о том, как Железный Дровосек разрубил пополам Людоеда спасая Элли из кн. "Волшебник изумрудного города"
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:27 pm (UTC)
Re: О чтении на ночь
Мы тоже не смогли отказаться от чтения в вечернее время, как не пытались) И однозначного ответа нет и у меня на этот вопрос)
snow_olichka
Oct. 23rd, 2015 09:51 am (UTC)
Интересно! Но и у меня ребенок никогда не уснет под книжку)))
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:28 pm (UTC)
Оля, у меня тоже:) Но кто-то умудряется "учитать" ребенка)
daniel_fra
Oct. 23rd, 2015 09:53 am (UTC)
мне кажется, если читать только перед сном всегда и не читать в другое время дня, то, тогда , возможно, и появится такой рефлекс. хотя...
по такой логике, к примеру, если перед сном разговариваешь с ребенком, у него потом закрепится рефлекс на любой разговор - засыпать ) мне кажется, ритуал перед сном - это просто сигнал к тому, что надо успокаиваться, укладываться. и рефлекс вырабатывается на весь ритуал - а не его составляющие - книгу, песню или аудиосказку.

а еще, если так страшно, что рефлекс выработается на книгу, на мой взгляд, можно просто менять деятельность перед сном - один день это книга, другой - аудиозапись, третий - просто спокойной разговор... и т.д.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:45 pm (UTC)
Инна, возможно и так, я для себя еще не решила, на самом деле тут очень мало информации. Хорошо бы иметь такой рефлекс, с которым ребенок засыпает, думаю - это мечта многих родителей:)
proscovya
Oct. 23rd, 2015 10:09 am (UTC)
Очень уж категорично звучит про "нельзя". Я согласна, что читать с целью усыпить ребенка - это как-то неправильно (мои дети никогда под книги не засыпают), но читать перед сном с целью расслабиться, переключиться на спокойную деятельность, побыть вместе - это прекрасно, по- моему. Мы читаем перед сном (и днем тоже бывает), я сама обычно читаю тоже перед сном, что никак не мешает впитывать информацию.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:46 pm (UTC)
Аня, такое вот слово "нельзя" у меня сегодня подобралось:)
little_cheater
Oct. 23rd, 2015 11:43 am (UTC)
ой,мы всегда читаем перед сном, и у нас всегда это очень эмоционально выходит))) Не разу не засыпали во время чтения!
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:47 pm (UTC)
Хорошо, когда детям читают эмоционально:)
soulntze
Oct. 23rd, 2015 12:28 pm (UTC)
Я думала над этим в свое время, но моя под книжку не засыпает, это просто часть ритуала. И с выключенным светом еще потом песенки включаем.
hockey_daddy
Oct. 23rd, 2015 01:48 pm (UTC)
Даша, я тоже давно думаю, и только вчера до меня дошло, что не засыпает же, чего отказывать себе в таком спокойном занятии на ночь глядя, тем более когда за ним следует еще что-то)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 74 comments — Leave a comment )

Profile

hockey_daddy
Евгения, Вадим и Алексей
Хоккейный папа!

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner