?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Похвала.

Алеше 2г 11м.
Еще одни грабли, на которые мы наступили всей семьей. С рождения мы много и часто хвалим Алешу, он без этого, казалось, жить просто не мог! Но в последнее время все изменилось...

Лешку стали очень раздражать такие слова, как умница, молодец и т.д. Привожу пример, показывает мне рисунок и рассказывает: "Я рисовал собаку, а получился попугай!". Я на автомате говорю: "Какой же ты молодец!". Лешка прям бесится: " Я не молодец, у меня собака не получилась, попугай - не собака!". Объясняю, что я так говорю, потому что он взял кисточку, краски и стал рисовать сам. И почти уже рыдает... Я, чтобы сгладить все, начинаю описывать то, что вижу, как хорошо прорисован клюв попугая (хотя ни на попугая, ни на собаку рисунок почти не похож), говорю, что мне нравится и попугай! Леша заявляет: "У меня вообще не получилось никого нарисовать!". И уходит.
В последнее время читаю об описательной похвале, где можно подробно почитать о том, как хвалить ребенка? Описательная похвала, конечно, очень спасает, но тоже не всегда.
Когда Леша ползает на рукоходе, я обычно говорю: "Ух ты, ты прополз и в одну сторону, и в другую!". Он добавляет: "Здорово, мам?!". Уходит довольный. В общем, хвалить Алешу стало немного сложно, не всегда, конечно!

А вы как хвалите своих детей? Все равно одобрение взрослого ребенку необходимо.


promo hockey_daddy may 29, 17:57 22
Buy for 700 tokens
Друзья, мне казалось, что совсем недавно мы создали канал о детских книгах, а прошло уже четыре месяца с момента выхода первого видео! За это время на канале 392 подписчика и 21209 просмотров. За все время существования канала количество подписчиков только растет. Ни разу еще не было,…

Comments

( 42 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
ЕЛЕНА
Nov. 4th, 2013 10:39 am (UTC)
Очень хорошо что ребенок самокритичный, это позволит ему двигаться вперед.
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 03:52 pm (UTC)
Посмотрим, посмотрим)
2shaluna
Nov. 4th, 2013 10:41 am (UTC)
Я поступаю в зависимости от ситуации. Если вижу или чувствую, что критика не повредит, очень тактично и максимально дружелюбно указываю на недостатки. Если дело новое и сложное, стараюсь хвалить даже за маленькие успехи, подбадриваю. Говорим не о том, что не получилось, а о том, как это сделать лучше или правильнее. Но я не избегаю критики и стараюсь не злоупотреблять бодрыми "молодец" и "умница". Думаю, лучше так: вот это у тебя здорово получилось, а это нужно доработать". Ну, в таком ключе.

А вообще, не придерживаюсь определенного правила и поступаю, исходя из ситуации и настроения ребенка. Но считаю, что жесткий критики , затрагивающей личность ребенка, избегать нужно всегда.

Edited at 2013-11-04 10:43 am (UTC)
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 03:53 pm (UTC)
Да я совсем пока стараюсь не критиковать) Но похвалу как обычно не воспринимает уже)
mamin_masik
Nov. 4th, 2013 11:29 am (UTC)
Я хвалю: «Умница, молодец, вот здорово, как у тебя хорошо получается».
Маргарита нормально реагирует. Иногда кажется, что она похвалу даже игнорирует. Когда хорошее настроение, то она бывает восторженная, и от похвалы загорается еще больше.
Я считаю, что ребенка надо хвалить, но не перехватывать. А еще не понимаю тех, кто не хвалит своих детей, типа чтобы не спугнуть или чтобы не возгордился.
Думаю, тебе стоит попробовать похвалы такого плана как ты в ситуации с рукоходом описала. Она не настолько явная, но достижение ребенка замечаются.
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 03:54 pm (UTC)
Вот, ия тоже не перехваливаю, но к похвале Леша как-то относится стал критично)
(no subject) - mamin_masik - Nov. 4th, 2013 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Nov. 4th, 2013 05:17 pm (UTC) - Expand
lidavetta
Nov. 4th, 2013 11:37 am (UTC)
Ой, Женя, для меня это вопрос актуальный, потому что я сама всю жизнь захвалена была - и теперь понимаю, что мне от этого очень трудно теперь себя мотивировать на что-то. Взрослых-то особо хвалить не принято - и хотя я это понимаю головой, но подсознательно все равно жду. А если не дожидаюсь - то у меня тонус снижается и делать ничего не хочется. Опасно это, в общем.
По отношению к Сане стараюсь хвалить поменьше за повседневные дела и за те вещи, которые ему даются легко. Например, хвалить его за то, что прошел очередной этап Час пик - нет смысла, потому что для него это интересно и не в напряг, и моя похвала просто собьет его с толку, он начнет считать, что это что-то особенное, у него пропадет интерес играть просто так, ради игры, и дальше нужна будет дополнительная мотивация.
Стараюсь не хвалить - а радоваться. Не говорить "Ты молодец!", а искренее смеяться, радоваться "Ух,ты, ты и это слово прочитал! Ну здорово!" Обнимать, тормошить.Хотя и это опасный путь - рано или поздно это станет простым, а каждый раз на каждое слово не порадуешься, и опять-таки мотивация может исчерпаться. Такое у нас было со стихами,когда он начал их понемножку рассказывать, я радовалась (по-настоящему, а не только ради поддержки), но постоянно же такое не будешь делать, и через некоторое время он перестал стихи рассказывать, стал отказываться. Потом, где-то через полгода возобновилось, но я не стала больше радоваться, а стараюсь просто внимательно слушать, чтобы он видел мой интерес к тому, что он делает.
Описательная похвала мне тоже не очень нравится -потому что иногда можно и не расшифровать настоящего замысла, например, в нарисованном - и поэтому ребенка это тоже может огорчить. Я чаще прошу рассказать самого, что у него такое красивое получилось - и это пока работает лучше всего. Он с удовольствием рассказывает, я поддакиваю, уточняю что-то и обычно спрашиваю, понравился ли ему процесс рисования. Пока у нас это работает лучше всего, тем более, что Саня вообще человек честолюбивый, а по себе знаю, что для такого типа психики лучше всего действует не похвала, а именно интерес значимого для тебя человека к тому, что ты делаешь.
Критики избегаю категорически. Почти никогда не говорю, что он делает неправильно, обычно что-то в духе - может, еще подумать? Или - а елси повнимательнее присмотреться? Или вообще задаю ему вопрос самому - а как ты думаешь, это хорошо или плохо - особенно если это касается его поступков. Обычно оказывается, что ребенок очень адекватно оценивает и себя и свое поведение.
Короче, стараюсь и тут с ним вести себя, как со взрослым - ведь давай смотреть правде в глаза, взрослых никому не придет в голову хвалить за каждый сделанный шаг, и более того - взрослых это может сильно раздражать, так почему же это не может раздражать ребенка, тем более, если он что-то делает не ради мамы, и не ради знаний и достижений, а ради игры и интереса.

Edited at 2013-11-04 11:46 am (UTC)
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 03:57 pm (UTC)
Лида, Алешу никто не хвалил никогда за каждый шаг) ПРосто у него период отрицания все еще, и он слишком критично относится к себе. ставит цели сам себе, которые еще не по зубам и психует от невозможности их выполнить! Я ж не буду рисовать за него, правильно?
А после похвалы, да, сложно мотивировать! У нас со стихами, кстати, какое-то время было точно также, потом все прошло, тоже стала просто слушать Алешу с интересом без восторга, даже когда мне хочется этого)
(no subject) - lidavetta - Nov. 4th, 2013 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Nov. 4th, 2013 08:09 pm (UTC) - Expand
lidavetta
Nov. 4th, 2013 11:40 am (UTC)
А в случае с попугаем - ну, я его понимаю))) Он тебе пожаловался, по сути, а ты ему - молодец! Он же не про то, что он попугая нарисовал, говорил, а про то, что собака не получилась. Тут и похвала и утешение не помогут. Возможно, стоит обсудить, что именно не получилось, и как в другой раз сделать так, чтобы все вышло как надо. То есть не на автомате похвалить лишь за попытку, а помочь придумать, как это можно исправить.
angelu6a77
Nov. 4th, 2013 11:53 am (UTC)
О, посмотрела на ваш возраст - оказалось, мы с вами ровесники. Мой пока ещё не говорит так хорошо и предложениями. рисует он мазками - круги, любит краски и кисти, чтобы получалось "жирно". Мне кажется, ваш такой умница, что достаточно просто его расцеловать в знак одобрения. Мы особо не хвалим, поскольку не за что, зато целуем, жалеем, бегаем за ним и играем в "съедение", что ему очень нравится. Если хвалим, то не ему в глаза, а третьему лицу пересказываем. Он это слышит и понимает, радуется. Недавно он сам оделся в свитер, научился одевать сам трусы... Он лучше нашей старшей понял принцип игры в прятки, что надо сидеть тихо. Видно, что он многое понимает быстрее старшей в её возрасте, если сравнивать. У него поведение воина-мужика, что раньше я считала делом исключительно влияния среды... Вообщем, я пишу так, чтобы сказать, что наш тоже не дурак, хотя и не говорит так хорошо, как многие в его возрасте, но вот мы его не хвалим, а как то просто "обожаем". Он этим пользуется. :)
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 03:58 pm (UTC)
Вы правильно все делаете, ваш сын лучший для вас, так и должно быть он должен это чувствовать всегда)
melon_sp
Nov. 4th, 2013 12:04 pm (UTC)
Мне кажется, не всегда ребенок хочет похвалу или критику. Иногда достаточно просто обсудить, развить тему, так сказать. У нас бабушка очень любит похвалу. Меня это подбешивает, честно говоря. Ребенок может быть хочет "поговорить об этом", а в ответ слышит "ты молодец!", как будто от него хотят отделаться.
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 03:59 pm (UTC)
Да-да, я поняла) Получается, в этот раз так и вышло, спасибо!
lidavetta
Nov. 4th, 2013 12:22 pm (UTC)
Вот Жень, я еще допишу, что мне кажется особенно важным - хвалить надо, и Молодец говорить надо,но не за все подряд, а за значимые для ребенка ДОСТИЖЕНИЯ, ну, или интерес проявлять к тому, что для него значимо. Вот опять к своему детству аппелирую - мне очень нравилось выступать на сцене и для меня это было достижение - потому что я была очень закомплексована, и выйти к залу для меня значило пережить целый спектр разных эмоций. И после концерта всегда хотелось этим спектром поделиться, рассказать,как я выходила, что я делала, что видела со сцены, как мне хлопали - то есть как бы еще раз все это пережить не одной, а с кем-то, кто для меня значим. Вот только воспринималось это примерно так: " Ну, молодец-молодец (снисходительно так, с подтекстом - да отстань уже), ну вышла, ну спела, ну что ты все об этом говоришь. У тебя звездная болезнь, что ли?" - естественно после такого ни делиться не захочешь, ни доверия к человеку испытывать не будешь, даже если это мама. А вот когда я заканчивала год с одними пятерками - там прямо восхищение неподдельное- "Ну, ты молодец! С одними пятерками, круглая отличница!" А для меня это было вообще не достижение, я пальцем не шевельнула, чтобы быть отличницей, и эта похвала мне была ни о чем. Но зато те, кто хвалил - думал, что меня поддерживает. Надеюсь, понятна моя мысль.
И еще, мне кажется, неадекватная похвала рано или поздно формирует подмену понятий - начинаешь действовать не в интересах дела, или собственных предпочтений, а для того, чтобы тебя похвалили.
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 04:00 pm (UTC)
Эх, внимательность, внимательность и еще раз внимательность к ребенку)
(no subject) - my_first_baby - Nov. 4th, 2013 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Nov. 4th, 2013 08:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lidavetta - Nov. 4th, 2013 08:21 pm (UTC) - Expand
ruah_shinuim
Nov. 4th, 2013 01:00 pm (UTC)
Почитайте сообщество alpha parenting, там про похвалу очень хорошо написано:) Ольга Писарик- у нее статьи на эту тему тоже есть..

У меня пока опыт скудный; сыну всего год и восемь, поэтому нечем с Вами поделиться из личного..
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 04:01 pm (UTC)
Спасибо!
olialukoe
Nov. 4th, 2013 02:44 pm (UTC)
нет,Вам дали ссылки почему.
я спрашиваю - сам сделал? это красиво? тебе нравится? ТЫ доволен?тебе нравилось это делать...
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 04:02 pm (UTC)
Я, честно говоря, не совсем согласна с таким подходом, но почитаю еще подробнее, раньше у меня во френдленте даже было это сообщество и Ольга Писарик тоже, некоторое время назад я перестала читать ее так регулярно, захожу изредка!
_ulitka
Nov. 4th, 2013 03:55 pm (UTC)
из личного опыта - если говоришь искренне, то и похвала и критика хорошо воспринимаются. а автоматический "молодец", честно говоря, и мне неприятен...
hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 04:03 pm (UTC)
Ага, понимаю.
(no subject) - drliebe - Nov. 4th, 2013 04:21 pm (UTC) - Expand
ni_gredo
Nov. 4th, 2013 04:52 pm (UTC)
Аххаха))) знаешь, а я заткнулась с "молодцами" раз и навсегда, когда моя распрекрасная дочь начала возвращать их мне обратно.

-Мам, а подай мне книжку, пожалуйста? Вот спасибо, молодец, мам!

Вместо молодца я почувствовала себя идиоткой. Я в реальности имеено "молодца" и "умницу" ко взрослым не применяю вообще, потому что это ограничитель и пустой звук. Я там "спасибо", говорю, если дя меня что-то сделали, "отлично получилось", "мне нравится" если просто что-то сделали. Потому что человек сам знает всё про себя, ему мои оценки триста лет не нужны. Мое отношение к сделанному высказать могу, восхищение там, благодарность, мимими, усипуси. Но ярлычок розовенький "молодец" я на взрослого в реале прилепить не в состоянии.
А на ребенка, значит, можно, ага.

Этот "молодец"-это как потолок, о который стучишься головой. Это как точка. Когда мне его говорят-бррр )) я сама знаю, кто я такая, сама понимаю качество выполненной работы.
Лешка, похоже, тоже.

hockey_daddy
Nov. 4th, 2013 05:08 pm (UTC)
Лена)))))) Я ж тоже хохочу) Алеша стал также с нами разговаривать, например: "Молодец, мама, поделилась со мной соком!". Тоже придется как-то перестраиваться, эх, как же быстро они растут, мне так непривычно)))
(no subject) - ni_gredo - Nov. 4th, 2013 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hockey_daddy - Nov. 4th, 2013 05:18 pm (UTC) - Expand
viverra83
Nov. 4th, 2013 06:22 pm (UTC)
Ой,интересная тема, я тоже послушаю. А то старшего хвалила (очень даже искренне!) за каждую мелчь, и теперь пожинаем плоды: к празднику в попыхах за 5 минут нарисует картинку, и ждет, как обычно "заслуженных" восторгов... А ведь большой уже, мог бы и постараться, а он привык что "маме всякв мелочь в радость", что напрягаться(((
hockey_daddy
Nov. 6th, 2013 04:32 pm (UTC)
Вот этого и боюсь я тоже, такой реакции в будущем!
fikkee
Nov. 5th, 2013 04:31 pm (UTC)
Нашему сейчас 1 год и 5 месяцев - из личного нечем, но на тему сейчас читаю "Свободные родители,свободные дети" Фабер и Мазлиш. Описательный подход интересно описывают и подробно)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 42 comments — Leave a comment )

Profile

hockey_daddy
Евгения, Вадим и Алексей
Хоккейный папа!

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner